Cube.Moscow: коммуникативные группы по современному искусству

Коммуникативные группы проекта «Школа Профессий» – практики с доказанной эффективностью в вопросе социальной адаптации молодых людей с аутизмом. В качестве темы для коммуникации можно выбирать практики различной направленности: театр, литература, музеи, арт-терапевтические и другие занятия. Итогами курса 2020 года коммуникативной группы Школы Профессий по современному искусству участники, родители и организаторы отметили улучшение жизненно необходимых для людей с аутизмом коммуникативных и социальных навыков. Эмоциональная включенность, желание общаться со сверстниками, дружба членов группы между собой, навык управления временем, поиск решений в проблемных ситуациях, выражение эмоций и симпатий/антипатий к участникам группы; умение вести дискуссию в группе, повышение ответственности и концентрации внимания, развитие самостоятельности в процессе подготовки и передвижении по городу, мотивация участвовать в программе; желание и возможность весело проводить время, шутить; подтверждение значимости своего труда благодаря участию в выставочном видеопроекте, публикации открыток с работами и вниманию значимых взрослых.

Программы для детей и подростков с аутизмом в Школе Профессий менялись и развивались от обучения «жёстким» навыкам на занятиях по профессиям – к коммуникативным группам по улучшению социальных навыков

Согласно исследованию Кэтрин Мо Тейлор (США) по изучению факторов успешности людей с аутизмом, было выявлено несколько предикторов, то есть предшествующих параметров. Среди них: умение делать выбор, быть самостоятельным и независимым, навык проведения досуга с другими людьми, функциональные навыки (умение планировать, саморегуляция, поддержание гигиены, забота о здоровье, умение пользоваться общественным транспортом).

Важным фактором успешной социализации является умение следовать социальным нормам и правилам, быть тактичным и вежливым, вести комфортную для всех беседу, правильно приветствовать другого человека, быть искренним, приносить извинения и сохранять спокойствие, проявлять интерес к окружающим. Умение дружить тоже является важнейшим навыком социализации подростков с РАС по мнению Доктора Университета LA Элизабет Логесон

Коммуникативные группы Школы Профессий созданы для развития у детей и подростков с аутизмом навыков осознанного общения, бережного отношения друг к другу, а также на поддержание, развитие заинтересованности к окружающим процессам и современному искусству, на воспитание самостоятельности у подростков, популяризацию инклюзивных практик в обществе и идеи принятия особенных людей.

Главная цель – социализация подростков с аутизмом через участие в коммуникативных группах, а также их предпрофессиональная ориентация и развитие их практических навыков в сфере искусства.

В соответствии с поставленной целью мы выделили следующие задачи проекта:

  • Формирование у подростков с РАС способности узнавать произведения искусства мировой культуры, практических навыков самовыражения и выражения эмоций от взаимодействия с произведениями современного искусства, самостоятельно мыслить, доверять себе и реализовывать свои идеи. Участники учатся и запоминают через практическое воспроизведение.
  • Знакомство c биографией, творчеством известных художников, переосмысление шедевров, изучение различных художественных техник и направлений современного искусства, формирование насмотренности 3, развитие творческого потенциала и эстетического вкуса.
  • Развитие коммуникативных навыков: умение слушать собеседника, строить диалог, принимать участие в дискуссии.
  • Расширение представления подростков с РАС о разнообразных профессиях, в том числе о художнике, скульпторе, кураторе выставок, экскурсоводе, администраторе, владельце картинной галереи.
  • Снятие стресса через телесную вовлеченность, развитию навыков пространственного мышления: ребята чувствуют себя творцами.
  • Создание эмоциональных связей с произведением: умение выделить общее и частное, понять идею, запомнить детали, воспроизвести свои впечатления.
  • Формирование на базе арт-пространства современного искусства Cube коммуникативного клуба для особенных подростков, где к ним относятся на равных и с уважением.
  • Занятия проходили в малочисленных группах до 8 человек, что дало возможность участникам получать обратную связь от каждого
  • Формирование у подростков с РАС способности узнавать произведения искусства мировой культуры, практических навыков самовыражения и выражения эмоций от взаимодействия с произведениями современного искусства, самостоятельно мыслить, доверять себе и реализовывать свои идеи. Участники учатся и запоминают через практическое воспроизведение.
  • Знакомство c биографией, творчеством известных художников, переосмысление шедевров, изучение различных художественных техник и направлений современного искусства, формирование насмотренности, развитие творческого потенциала и эстетического вкуса.
  • Развитие коммуникативных навыков: умение слушать собеседника, строить диалог, принимать участие в дискуссии.
  • Расширение представления подростков с РАС о разнообразных профессиях, в том числе о художнике, скульпторе, кураторе выставок, экскурсоводе, администраторе, владельце картинной галереи.
  • Снятие стресса через телесную вовлеченность, развитию навыков пространственного мышления: ребята чувствуют себя творцами.
  • Создание эмоциональных связей с произведением: умение выделить общее и частное, понять идею, запомнить детали, воспроизвести свои впечатления.
  • Формирование на базе арт-пространства современного искусства Cube коммуникативного клуба для особенных подростков, где к ним относятся на равных и с уважением.
  • Занятия проходили в малочисленных группах до 8 человек, что дало возможность участникам получать обратную связь от каждого

Курс по развитию коммуникативных навыков у подростков с РАСсоздавался с учетом имеющегося опыта проведения занятий. Главные наши выводы по улучшению программы были такие:

  • продолжительность программы по времени 3–4 месяца;
  • регулярность программы;
  • опора на план занятия и правила поведения в группе;
  • фокус на одной теме;
  • внимание на развитие социальных и коммуникативных навыков;
  • включение в программу упражнений на развитие надпрофессиональных или мягких навыков: умение формулировать свои мысли, строить диалог, слышать другого, критически мыслить, работать в команде, умение участвовать в дискуссиях;
  • использование творческих подходов.

Курс коммуникативных групп Школы Профессий по современному искусству для подростков с расстройством аутистического спектра проходил в 2020/2021 учебном году и оказался невероятно важен. Программа курса помогала ребятам с аутизмом улучшать коммуникативные и социальные навыки, жизненно необходимые для адаптации людей с аутизмом в обществе. Подростки с аутизмом учились общаться, участвовать в дискуссиях, принимать нестандартные решения, работать в команде, шутить и веселиться, в результате - лучше понимать себя и свои возможности.

В 2020 году в рамках реализации проекта были набраны две группы подростков по восемь человек. Группа собиралась в центре Москвы в модном среди молодежи арт-пространстве Cube.Moscow. Группы подростков с РАС взаимодействовали с молодыми нейротипичными людьми – посетителями центра. Участниками групп стали подростки из разных районов и школ города Москвы, знакомые и незнакомые друг с другом, с разным уровнем подготовки. Ребята собирались на два часа в неделю в сопровождении педагогов в течение четырех месяцев.

Основные характеристики участников проекта, посещавших занятия:

  • Две возрастные группы: 11–14 и 15–18 лет.
  • Статус: с инвалидностью (высокофункциональный аутизм) и без.
  • Состав: подростки с РАС – 14 мальчиков и 2 девочки.
  • У большинства подростков наблюдались адаптивные формы поведения, также были некоторые случаи проявления дезадаптивного поведения (крик, взмахи руками, убегание и пр.).
  • В группе – до 8 человек

Курс включал 16 встреч с сентября 2020 года по февраль 2021 года по 2 часа для каждой группы. Каждое занятие было разделено на коммуникативную часть и творческую.

В первый час занятия знакомились с биографией и творчеством известных художников, креативно переосмысливали шедевры, изучали различные художественные техники и направления современного искусства. В программу курса вошли следующие художники: Ван Гог, Магритт, Баския, Поллок, Пикассо, Модильяни, Ротко, Уорхол, Арчимбольдо, Шагал, Малевич, Кандинский, Матисс, Мондриан, Дали.


Фото 1. На занятии коммуникативной группы в Арт-пространстве Cube.Moscow

Вторая часть занятия была посвящена развитию коммуникативных и других soft skills: умению общаться, принимать решения, нестандартно мыслить, работать в команде. С этой целью использовались доступные прикладные инструменты и форматы: живые дискуссии, задания на креативность, настольные и подвижные игры, игровые аукционы, тесты на определения типа личности, опросники о выборе будущей профессии. В дополнение к курсу подростки с аутизмом посещали выставки, биеннале, экскурсии, знакомились с современными арт-тенденциями, художниками и творческой атмосферой. Погружение в современное искусство оказало значимое влияние на понимание себя, окружающих и взаимоотношений со сверстниками.


Фото 2. На выставке Энди Уорхолла в Третьяковской галерее

В качестве результата курса эксперты и родители отметили улучшение коммуникативных и социальных навыков, жизненно необходимых для адаптации людей с аутизмом в обществе:

  • эмоциональная включенность;
  • желание общаться со сверстниками;
  • дружба между подростками;
  • навык управления временем;
  • поиск решений в проблемных ситуациях;
  • проявление эмоций и симпатий к участникам группы;
  • ведение дискуссии в группе;
  • рост ответственности и собранности;
  • развитие самостоятельности в процессе подготовки и в передвижении по городу;
  • мотивация участвовать в программе;
  • желание и возможность весело проводить время, шутить;
  • подтверждение значимости своего труда через участие в выставке, видеопроект, открытки, внимание окружающих.

Итогом курса стала презентация видеопроекта «Да, мне это важно», авторами которого стали 16 подростков с расстройством аутистического спектра. В качестве аудиосопровождения звучало интервью с авторами выставки. В экспозицию вошли десятки электронных работ, созданных подростками во время курса.

На вернисаже видеопроекта подростки и родители приняли участие в аукционе. В качестве лотов были предложены открытки с рисунками подростков. Событие стало важным итогом года. Ребята выступали на сцене, давали интервью, говорили приятные слова, радовались и веселились.

Участники проекта:

Алексанов Андрей, Аль-Ради Дамир, Вантеева Мария, Воскобойников Дмитрий, Гришин Дмитрий, Ермолаев Ерофей, Конаныхин Вениамин, Левин Илья, Маннина Полина, Меликсетян Тимур, Мугинов Роман, Пресняков Лев, Принц Арсений, Сарибеков Степан, Сенатский Борислав, Соловьёва Ольга, Ткебучава Валерий

Команда проекта:

Елена Багарадникова - исполнительный директор РОО помощи детям с РАС “Контакт”
Елена Белоногова — сооснователь арт-пространства Cube.Moscow
Жанна Бобракова — автор творческой программы, российский художник, педагог
Юлия Володина — социальный предприниматель, ведущая коммуникативной программы,
Андриеш Гандрабур — музыка
Елена Кольцова — монтаж
Ан Курбанова — дизайн


Фото 3: Открытки «Да, мне это важно»

Курс по развитию коммуникативных навыков у подростков с расстройством аутистического спектра (РАС) был разработан специалистами Автономной некоммерческой организации «Школа Профессий» при поддержке Региональной общественной организации помощи детям с РАС «Контакт» с привлечением экспертов в области искусства и культуры арт-центра Cube.Moscow.

Финансирование проекта осуществлялось Благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».